Присутствие стало самым большим сюрпризом стриминга в 2025 году (& мало кто это заметил)

Фильм *Presence*, который дебютировал на фестивале Sundance в 2024 году, поначалу не получил особого внимания. Однако он неожиданно стал популярным, когда начал транслироваться на Hulu в июне 2025 года. Несмотря на свой короткий момент в центре внимания, это фильм, который заслуживает более широкой аудитории. *Presence* предлагает свежий и изобретательный подход к жанру дома с привидениями, используя поразительные визуальные эффекты и захватывающую историю, чтобы создать уникальный, тревожный опыт ужасов. Он постепенно нагнетает напряжение, умело как раскрывая, так и скрывая то, что вызывает страх.

🐢

Ищешь ракеты? Это не к нам. У нас тут скучный, медленный, но надёжный, как швейцарские часы, фундаментальный анализ.

Инвестировать в индекс

Фильм 2024 года знаменует второй раз, когда режиссёр Стивен Содерберг и сценарист Дэвид Кепп объединили свои усилия. Ранее они работали вместе над криминальным триллером 2022 года *Kimi*, и с тех пор выпустили ещё один фильм, *Black Bag*, в 2025 году. Поклонники Содерберга в целом остались довольны *Kimi*, *Presence* и *Black Bag*, и с нетерпением ждут новых совместных проектов Содерберга и Кеппа.

Presence выделяется своим сценарием и стилем.

Фильм *Presence* начинается с привычной предпосылки – семья переезжает в дом с привидениями. Однако он быстро выделяется среди типичных фильмов ужасов. Что отличает его, так это то, что вся история рассказывается с точки зрения призрака, используя поразительно эффективный повествование от первого лица. Камера действует так, как будто *является* призраком – живым присутствием, наблюдающим за семьей и все чаще пытающимся повлиять на окружающую среду. Этот прием редко используется с таким драматическим эффектом; *Enter the Void* – один из немногих других фильмов, который приходит на ум как использующий аналогичный подход.

Выбор перспективы режиссером поистине впечатляет. Фильм последовательно придерживается этой единственной точки зрения на протяжении всего повествования, а технические аспекты делают сверхъестественные события одновременно правдоподобными и захватывающими. Такие детали, как то, как объекты двигаются под влиянием сущности, и характерный звенящий звук, который она производит, способствуют созданию богатой деталями и пугающей атмосферы преследования, все показанное глазами человека, который ее переживает. Даже, казалось бы, незначительные решения, такие как внезапные звуковые обрывы во время переходов между сценами, умело отражают искаженное восприятие времени сущностью.

Несмотря на то, что история рассказывается от лица того, что *вызывает* страх – что обычно делает вещи менее пугающими, чем если бы источник страха оставался скрытым – *Presence* всё равно нагнетает напряжение. Она делает это, показывая, что призраку трудно общаться и он не полностью понимает, что происходит вокруг него.

То, что визуальные эффекты фильма необычны, не означает, что их было сложно создать. ‘Presence’ происходит полностью в одном месте и отличается небольшим актерским составом – всего девять персонажей, включая трех, которые появляются ненадолго. Операторская работа не ставит целью идеальные кадры; она использует перспективу от первого лица, позволяя камере свободно перемещаться по дому. Это приводит к намеренно грубой или нетрадиционной композиции, которая на самом деле усиливает уникальный стиль фильма.

Меня действительно поразило, насколько сильно *Presence* отличается от *Enter the Void*. Там, где этот фильм делал ставку на масштабные, яркие визуальные эффекты, *Presence* кажется невероятно приземленным и реалистичным. Честно говоря, это потрясающее достижение, особенно учитывая, что оно было снято с таким небольшим бюджетом – всего $2 миллиона! Это действительно показывает, что Стивен Содерберг не потерял хватку. Даже после многих лет работы в рамках студийной системы, он по-прежнему явно привержен тому, чтобы снимать фильмы по-своему, и прошло более двух десятилетий с тех пор, как он впервые прославился своим независимым духом.

Сценарий от Коппа довольно предсказуем, но концовка – действительно удивительный и впечатляющий поворот. В то время как предыдущий фильм Коппа в сотрудничестве с Содербергом, *Kimi*, имел хорошую финальную сцену, он не доставил такого же тревожного шока, как *Presence*. Этот фильм ужасов может похвастаться гораздо более сильным заключением. История могла бы закончиться, как только будет раскрыта причина преследования, но фильм мудро продолжается, показывая, как главный герой наконец-то чувствует призрак. Леденящий душу момент наступает, когда она следует за присутствием и видит отражение Тайлера в старинном зеркале.

Несмотря на напряженные отношения со своими детьми, Ребека уникально способна собрать воедино правду о том, что произошло с их семьей. Она обнаруживает, что Тайлер был призрачным присутствием, путешествующим во времени, чтобы защитить свою сестру и предотвратить трагедию. Этот самоотверженный поступок наконец освобождает его от преследования и позволяет обрести покой. Это создает удовлетворительную симметрию в истории, *Presence*. Она начинается с прибытия семьи и духа, казалось бы, несвязанных между собой, и заканчивается тем, что они все уходят вместе, окончательно подтверждая их семейные узы, несмотря на сложные и проблемные отношения, которые они испытывали, пока Тайлер был жив.

Содерберг и Копп — идеальное творческое сочетание.

Многие кинозрители не осознают, что режиссёр часто сам занимается операторской работой и монтажом. Однако он перестал использовать своё имя для этих ролей много лет назад. С 2000 года он указывает своего отца, Питера Эндрюса, как оператора, а свою мать, Мэри Энн Бернард, как монтажёра. Эта практика обусловлена его неприязнью к фразам вроде «Фильм Стивена Содерберга» и стала необходимой из-за правил, установленных голливудскими гильдиями. Хотя у гильдий есть веские основания для этих правил, этот изобретательный и целеустремлённый режиссёр нашёл способ удовлетворить всех заинтересованных, вместо того чтобы следовать им напрямую.

Режиссёр Стивен Содерберг предпочитает, чтобы его имя появлялось только один раз в титрах фильма, полагая, что это делает этот единственный кредит более заметным. Хотя некоторые из его ранних фильмов, такие как его дебют 1989 года *Sex, Lies, and Videotape*, нарушали это правило, позже он попытался указать себя в титрах и как режиссёр, и как оператор в фильме 2000 года *Traffic*. К сожалению, Гильдия сценаристов заблокировала это, поскольку они требуют, чтобы имена сценариста и режиссёра появлялись перед любыми другими титрами, например, за операторскую работу или монтаж.

Независимо от того, как вы назовёте его подход, когда Стивен Содерберг берётся за операторскую работу, монтаж и режиссуру фильма, он обычно ощущается очень единообразным по стилю. В последние годы он всё чаще берёт на себя эти роли, демонстрируя своё растущее мастерство как в визуальном повествовании, так и в постпродакшене.

Кими знаменует собой второе сотрудничество между режиссером Стивеном Содербергом и сценаристом Дэвидом Кеппом, последовавшее за давней дружбой. Они впервые встретились в 1989 году на кинофестивале «Санденс», где были представлены их ранние фильмы, Sex, Lies, and Videotape и Apartment Zero. Хотя они годами говорили о совместной работе, они не начали разрабатывать идею для Kimi до 2018 года, и фильм был выпущен в 2022 году.

После сотрудничества над фильмами *Kimi* и *Presence*, режиссёр и сценарист объединили усилия снова. Эти три фильма довольно сильно отличаются друг от друга по жанру, стилю и сюжету. Поскольку все три фильма хорошо сделаны, поклонники обоих кинематографистов надеются, что они продолжат работать вместе. Самое привлекательное в этом потенциальном партнёрстве заключается в том, что, учитывая их разнообразный творческий опыт, зрители всегда могут ожидать от них чего-то неожиданного.

Хотя Дэвид Кепп, возможно, не так известен, как некоторые режиссеры, на самом деле он чрезвычайно успешный сценарист в Голливуде, с послужным списком как критических, так и коммерческих хитов. Он является творческой силой за любимыми фильмами, такими как комедия 1992 года *Death Becomes Her* с участием Мерил Стрип и Голди Хоун, и триллер 1993 года. Помимо этого, он написал или был соавтором огромных блокбастеров, включая *Jurassic Park* и *War of the Worlds* Стивена Спилберга, *Mission: Impossible* Брайана Де Пальмы, *Spider-Man* Сэма Рэйми и *Panic Room* Дэвида Финчера – и это лишь небольшая выборка его работ.

Несмотря на то, что три фильма, снятых Стивеном Содербергом и Дэвидом Коппом совместно, постоянно получают положительные отзывы, они не стали огромными коммерческими успехами. Оба режиссера привыкли к более высоким кассовым сборам – Содерберг с фильмами, как *Ocean’s Eleven*, и Копп с недавним *Jurassic World Rebirth*. Хотя их последнее совместное творение, *Presence*, хорошо показало себя на Hulu в 2025 году, это уникальный творческий фильм, который заслуживает того, чтобы его увидело больше людей. Хотя использование перспективы от первого лица не является чем-то совершенно новым в кино, это все еще относительно необычная техника.

Этот фильм предлагает свежий взгляд на жанр фильмов о домах с привидениями, рассказывая историю с точки зрения призрака – действительно уникальный подход. Хотя некоторые фильмы ужасов используют перспективу от первого лица, как, например, *Maniac* 2012 года, который рассказывает о киллере, *Presence*, кажется, является первым широко известным фильмом, в котором сама *камера* представляет призрака.

Смотрите также

2025-10-20 20:43