10 лучших научно-фантастических фильмов за последние 10 лет

Если вы читаете это, браво: Вы преодолели десять лет за пределами невероятно возможного будущего, описанного в фильме ‘Назад в будущее’ — сценарий 2015 года с летающими автомобилями, гигантскими телевизорами на стенах и пиццей для восстановления. (Даже при одном точном предсказании из трех это не самый шаткий результат.) Мы оказались живущими в эпохе, которая когда-то представлялась будущим.

🐢

Ищешь ракеты? Это не к нам. У нас тут скучный, медленный, но надёжный, как швейцарские часы, фундаментальный анализ.

Инвестировать в индекс

Из этого вытекают два ключевых вывода: во-первых, реальность часто не соответствует утопическим мирам, изображенным в детских фильмах. Во-вторых, жанр научной фантастики должен постоянно развиваться, отражая неумолимый ход времени. Технологии, которые 30 лет назад считались футуристичными, сегодня кажутся устаревшими, показывая насколько быстро происходит технический прогресс (за исключением нескольких исключений вроде летающих машин и пиццы по требованию). Скорость прогресса столь велика, что научная фантастика должна приспосабливаться соответственно.

Как самопровозглашенный киноэнтузиаст с особым интересом к научной фантастике, я рад поделиться тем, что последние десять лет были золотой эрой будущих кинематографических видений (или иногда антиутопических). Вот мой личный топ-10, представленный в порядке предпочтений. Очень скоро их технологии и идеи могут показаться такими же устаревшими, как самонастраивающаяся куртка Марти МакФлая младшего и психоделическая бейсболка. Тем не менее, вневременная ценность этих фильмов гарантирует, что они не исчезнут – настолько они исключительны.

Лучшие научно-фантастические фильмы последних 10 лет (2015–2024)

10. Стражи Галактики. Часть 3 (2023)

Как страстный поклонник, я не могу не выразить восхищение тем, как Джеймс Ганн воплотил трилогию ‘Стражи Галактики’. Каждый фильм идеально сочетает элементы блокбастера, предлагая грандиозные боевые сцены, визуально ошеломляющие инопланетные образы и персонажей, которые глубоко трогают зрителей. К концу третьего тома Ракета, блестяще исполненный Брэдли Купером, превратился из второстепенного персонажа Marvel в одного из самых захватывающих и трагических героев в списке компании. Среди множества посредственных фильмов от Marvel Ганн мастерски создал картину MCU, наполнив научно-фантастическую историю редкой чертой — человечностью. Даже рассказывая о разумных инопланетных енотах, ему удалось привнести на экран частичку нашей собственной человечности.

Дикий робот (2024)

Обсуждаем неожиданные эмоциональные связи, которые мы можем установить: трудно представить родителей, не проливающих слез (хотя бы раз или восемь) при просмотре ‘Дикого робота’, потрясающего и трогательного анимационного научно-фантастического фильма от DreamWorks. Этот рассказ повествует о передовом роботе (который озвучивает Лупита Нионго), оказавшемся на острове без животных и решившем следовать своему программному обеспечению, воспитывая осиротевшего гусенка как мать. С живописными пейзажами и острым юмором ‘Дикий робот’ передает глубокую мысль о нашем мире и значении каждого его создания, независимо от размера.

8. The Substance

Эта комедия в жанре научной фантастики с элементами ужаса и напоминающая о Кроненберге рассказывает об стареющей телеведущей (Деме Мур в одной из самых захватывающих ролей за последние годы), которая экспериментирует со странным веществом под названием «Субстанция». Это вещество превращает ее в юную двойницу (Маргарет Куэлли), открывая для нее новые возможности актерской карьеры. Я настоятельно рекомендую насладиться этим увлекательным путешествием на Blu-ray или стриминговых платформах, однако если вы не успели посмотреть его в кинотеатрах, то без сомнения упустили уникальный опыт. Наблюдать за происходящим среди зрителей было по-настоящему захватывающим спектаклем – они вместе раскрывали глубину аллегорий режиссера Корали Фаргэт относительно иррациональных стандартов красоты в индустрии развлечений (заметка: она далеко зашла со своей метафорой).

7. Годзилла Минус Один (2023)

При необычном повороте событий приквел к Годзилле оказался более чем оправданным; это было блестящее решение. Располагая его в послевоенной Японии, оригинальный монстр вновь обрел свою роль как леденящий символ атомной угрозы и психологического стресса после войны. Позвольте мне заверить вас, этот Годзилла по-настоящему ужасен. Он выглядит огромным, болезненным, а его атомное дыхание поистине пугает. Однако «Годзилла Минус Один» — это не просто зрелище громадных размеров. Фильм предлагает подлинного, сложного человеческого героя (Рёносукэ Камики) и заставляет задуматься о субтекстах касательно пилотов камикадзе, которые пронизывают повествование и достигают эмоционально мощного разрешения. Есть даже эпизод, напоминающий фильм Говарда Хоукса о группе опытных моряков, сражающихся с колоссальным ядерным динозавром, и если это не звучит захватывающе, значит слова недостаточно передают всю его привлекательность.

6. Из машины (2015)

В современном мире научной фантастики кинематографа немногие создатели оставили столь значимый след как Алекс Гарланд, написавший сценарии для ‘Sunshine’ и ‘Dredd’, а также начавший свою режиссёрскую карьеру с детального исследования стремительно стирающейся границы между человеком и технологиями в фильме ‘Ex Machina’. В этом произведении блестящий программист (Оскар Айзек) создаёт первую искусственную интеллектуальную систему, придавая ей элегантную женскую форму (Алисия Викандер), и привлекает неопытного коллегу (Домналл Глисон) для оценки её возможностей. На первый взгляд кажется, что это простой спор воли, однако персонажи Гарланда и его сценарий наполнены множеством слоёв, которые раскрываются при более тщательном рассмотрении. Роли героя и злодея не однозначны; они меняются от сцены к сцене и от зрителя к зрителю. В леденящем душу изображении Гарланда появление роботов может быть совсем близко. И возможно, это именно то, что нам нужно.

Blade Runner 2049 (2017)

В удивительном достижении фильм «Бегущий по лезвию 2049» продолжил историю одной из любимых научно-фантастических легенд истории, не разрешая загадок, которые сделали оригинал столь притягательным. Режиссёром Дени Вильнёвом была создана визуальная и впечатляющая продолжение исследования Ридли Скотта жизни в опустошённом будущем, органично интегрируя передовые технологии при сохранении эстетической привлекательности первого фильма. Кроме того, Харрисон Форд продемонстрировал трогательную игру – лучшую за последние годы, вернувшись к роли Рика Декарда в «Бегущем по лезвию 2049». Возвращение Форда словно отзывается на одну из наиболее мощных тем кино: даже в самые мрачные времена никогда не поздно изменить ситуацию.

Аннигиляция (2018)

Когда кто-то упоминает научно-фантастический фильм, который вызвал у него мурашки по коже в переносном смысле, редко случается, чтобы это чувство было буквальным. Однако в данном случае ‘Аннигиляция’ заставила меня чувствовать физическую тревогу до самой кожи. Этот фильм, адаптированный из знаменитого романа Джеффа ВандерМеера, рассказывает о военном отряде, исследующем ‘The Shimmer’, изменённую область во Флориде, вызванную прибытием загадочного метеорита три года назад. Как и в случае с его работой над фильмом ‘Ex Machina’, режиссёр Алекс Гарланд использует научную фантастику как средство для размышлений о человечестве, концепцию, которую он визуально подчёркивает через напряжённые сцены кульминации фильма. Фильм можно сравнить с теми гротескными, но прекрасными образцами, которые Натали Портман и её команда обнаруживают прилепленными к мутирующим инопланетным стенам внутри Shimmer: сочетание отвратительности и красоты одновременно.

Нет (2022)

В более современном контексте выделяется уникальное творчество режиссера Джордана Пила. Хотя он не первый создает захватывающие и трепетные научно-фантастические фильмы или использует хоррор и научную фантастику как зеркала для отражения реальных проблем, ощущается, что его работы находятся на заметно более высоком уровне по сравнению с большинством его современников. В эпоху, когда преобладают сиквелы, ремейки и высокооктановые боевики, сотрудничество Пила с оператором Хойте ван Хойтэмом приводит к впечатляющим западным пейзажам, перемежающимся с пугающими визуальными образами (и звуками, о эти звуки), которые остаются в памяти зрителей надолго.

Дюн (2021)

Чтобы сделать меня страстным поклонником ‘Дюны’, понадобилось только потрясающее видение Дени Вильнёва первой половины любимого научно-фантастического романа Фрэнка Герберта. Фильм под названием ‘Дюна’ (Dune), снятый Вильнёвом, воплощает величие видения, которое уже давно отличает эту книгу среди читателей. После просмотра этого фильма я наконец понял, почему бесчисленные поколения были очарованы её притягательностью. Вильнёв мастерски превратил роман, который оставил многих известных режиссёров в недоумении, в целостное, визуально ошеломляющее произведение, наполненное необузданной мощью пустыни. (Выпуск 2024 года ‘Дюна: Часть вторая’ также оказался впечатляющим.)

Mad Max: Дорога ярости (2015)

Mad Max: Fury Road выделяется как один из лучших научно-фантастических фильмов за последнее десятилетие, если не весь век. Впечатляющие экшен-сцены не только поражают воображение, но и делают его одним из самых духовно глубоких фильмов недавнего времени, граничащих с библейскими темами. Это история современного исхода, где Шарлиз Терон в роли Императора Фуриозы ведет группу отважных женщин через пустыню под руководством безумного пророка в исполнении Тома Харди (Макс Рокатански). Хаотичный шедевр Джорджа Миллера демонстрирует, что блокбастеры, наполненные экшеном, могут быть одновременно захватывающими и умными. Если кто-то попытается убедить вас в обратном, просто посмотрите ему прямо в глаза и скажите: «Это абсурдно».

Известные признания (перечислены в алфавитном порядке):
— Arrival
— Дюна: Часть вторая
— Всё везде и сразу
— Марсианин
— Бедные вещи
— Звёздные войны: Последние джедаи
— Стартрек: Бесконечность
— Теневой отряд
— Апгрейд
— Война за планету обезьян

10 худших продолжений последних десяти лет (2015–2024)

Адское пекло (2016)

Фильмы о Роберте Лэнгдоне обычно не были выдающимися, но «Инферно» был далеко не самым сильным. Сюжет весьма неправдоподобен: фанатичный ученый решает, что мир должен быть спасен сокращением населения вдвое, поэтому он разрабатывает смертоносный вирус для достижения этой цели. Он убивает себя, чтобы гарантировать освобождение вируса через три дня и его невозможно было бы остановить… но при этом создает сложную сеть загадок и ребусов, которые, если правильно решить, могут предотвратить высвобождение вируса? Было бы гораздо проще просто выпустить вирус и покончить с этим. Зачем оставлять след улик, который мог бы помешать их выпуску?

9. Экспенд4блз (2023)

С момента своего создания франшиза ‘The Expendables’ скорее была привлекательным маркетинговым концептом, чем действительно успешной серией. Честно говоря, идея ветеранов-боевиков объединиться для одного финального, наполненного адреналином приключения (или четырех) — это заманчивая стратегия маркетинга. Однако в реальности ‘Expendaables 4’ не оправдывает ожиданий; к этому моменту франшизы остаются только Сильвестр Сталлоне и Дольф Лундгрен как ветераны боевиков, но их роли относительно незначительны. Короткая схватка между Джейсоном Стэтхэмом и Ико Уайс является одним из немногих ярких моментов фильма, однако в целом эта картина не смогла предложить тот остросюжетный экшен, который был обещан. Спецэффекты преимущественно CGI, они выглядят недостаточно качественно и создают совершенно несоответствующую атмосферу для фильма, который должен быть данью уважения грубым, витальным боевым сценам 1980-х годов. Действительно, название этих фильмов никогда не казалось столь уместным.

Паранормальная активность: измерение призраков (2015)

Как энтузиаст кинорецензий, позвольте поделиться своими мыслями о последнем дополнении к франшизе ‘Паранормальная активность’ — фильме ‘Измерение призраков’. В отличие от оригинального фильма, который заставлял зрителей нервничать во время слежения за отчаянной парой в поисках сверхъестественных улик, этот фильм сразу же бросает зрителя в водоворот событий. 20 минут с начала уже показывают неоспоримые доказательства присутствия духов, демонов и иных измерений, которые могут потенциально изменить человеческое понимание существования. Однако вместо того, чтобы использовать эти революционные данные для защиты или распространения их среди мира, герои продолжают снимать свою собственную дорогу в ад. Если вы являетесь поклонником ‘Паранормальной активности’ и разочарованы этим неудачным продолжением, думаю, это настроение отражается и в самом фильме.

7. День независимости 2 (2016)

Начальный «День независимости» не был кинематографическим шедевром, но он действительно отличался впечатляющими актерскими работами и прорывными спецэффектами для своего времени. Также в нем была сильная атмосфера, так как смерти персонажей были показаны очень живо: будь то поглощение огнем или захоронение под обломками. К сожалению, «Возрождение» значительно утратило этот человеческий элемент. Разрушение, созданное компьютерным хаосом, настолько огромно, что практически отсутствует акцент на человеческом опыте; большая часть мира уничтожена без вызова каких-либо эмоций. Ситуация усугубляется отсутствием Уилла Смита в «Возрождении», а актеры, заменявшие его, не смогли сохранить ту же харизматичность. В довершение ко всему концовка «Возрождения» намекает на очередной сиквел, что я надеюсь эта франшиза никогда больше не испытает.

6. Быстрый Икс (2023)

Первоначально франшиза «Форсаж» была успешной кинематографической серией, которая заслужила зрителей, внимательно следивших за сюжетом. Теперь же кажется, что она противоречит собственному повествованию. Забота о персонажах оставляет вас в замешательстве, задаваясь вопросом: не переживали ли такие персонажи как Якоб Торрето или Джон Сена форму амнезии между фильмами, учитывая их радикальные изменения в поведении и характере от одной картины к другой? (Почему Якоб, который был мрачным и жестоким, превратился теперь в жизнерадостного, остроумного персонажа? Что изменилось между «F9» и «Fast X», что превратило Джона Сену из нахмуренного безжалостного убийцы в дружелюбного дядюшку-шуткаря?). Попытка разобраться с сюжетной линией только вызовет разочарование от этой поверхностной, но запутанной истории мести с медленным темпом. Возможно, название «Fast X» можно считать подходящей оценкой для этого обзора.

5. Мир Юрского периода Доминион (2022)

Зрители ожидали двух ключевых моментов из того, что было представлено как заключительная глава ‘Мира Юрского периода’: встречи с персонажами оригинального ‘Парка юрского периода’ и сюжета, исследующего потенциальный хаос современного мира под натиском динозавров. Соавтор/режиссер Колин Треворроу успешно справился с первой частью, но к сожалению не дотянул до второй. Вместо того чтобы продолжить развитие сюжетной линии от кульминационного финала ‘Мира Юрского периода: Упадок королевства’, он собрал два отдельных актерских состава для причудливого сюжета о генетически модифицированных локустах, угрожающих мировому продовольственному обеспечению. К моменту сбора всех человеческих персонажей на стратегически размещённом убежище динозавров для повторения классической формулы ‘Парка юрского периода’ в третьем акте, можно было надеяться лишь на собственную гибель.

Лига Справедливости (2017)

Фильм о Лиге Справедливости должен был стать достойным финалом для связанной серии историй. К сожалению, он оказался слишком спешным завершением фрагментарного повествования, фактически разрушив перспективную кинематографическую вселенную. Это не было ожидаемым результатом от режиссера Зака Снайдера, который покинул съемки из-за личных причин, и его место занял Джосс Уидон. В конечном продукте отсутствует характерный стиль обоих режиссеров: монтаж был небрежным, настроение непоследовательным, а главный антагонист – обычный CGI злодей – лишен характера или цели (Знали ли вы, что он хотел завоевать мир? Да, именно так!). Хотя версия Зака Снайдера теперь доступна на Max, оригинальная версия фильма о Лиге справедливости навсегда останется одним из самых слабых продолжений DC, когда-либо созданных.

Горячая ванна времени, часть вторая

В первом фильме «Машина времени в джакузи», возможно, это не был Чарльз Диккенс, но он сумел сплести историю личного роста среди непристойных похождений группы друзей, переживающих кризис среднего возраста. После разрешения эмоциональных проблем персонажей в первой части, сиквел преимущественно сосредоточился на случайном использовании телесных жидкостей и воды из горячей ванны, когда трое из четырех основных актеров оригинального фильма случайно оказались перенесенными в будущее, преследуя таинственного злоумышленника, который ранил персонажа Роба Корддри. (Джон Кьюсак, один из звезд «Машины времени в джакузи», не вернулся для продолжения за исключением запутанного камео, которое впоследствии было удалено; его роль исполнил Адам Скотт как сын своего персонажа.) Создателям фильма повезло однажды справиться с подобной идеей; такое везение не повторится дважды, даже при наличии путешествующей во времени горячей ванны.

2. Мега 2: Трентч (2023)

В 2018 году у меня сложилось благоприятное мнение о фильме ‘Мег: Монстр глубины’, но позвольте уточнить, что речь шла не о мрачном продолжении под названием ‘Жажда мести’. В отличие от второго фильма, первый ‘Мегалодон’ не был скучным. Этот подводный триллер, сосредоточенный на нелегальной добыче полезных ископаемых на дне океана, не показывает даже малейшего намека на существование мегалодона (сокращенно MEG) до тех пор, пока не пройдет более 90 минут экранного времени. К тому моменту я уже настолько устал, что не смог оценить аспект ‘пилы для акул’.

Космический джем: Новое поколение (2021)

В «Космическом джеме: Новое наследие», студия Warner Bros. изобразила себя как безжалостную конгломерацию IP под контролем злого алгоритма, что можно рассматривать как блестящую саморефлексию в кинематографе. Однако сам фильм был слабым и не смешным, заставляя оригинальную версию «Космического джема» казаться более глубокой и значимой, подобной «2001: Космической одиссее». Леброн Джеймс не плохой актер – он так же убедителен, как Майкл Джордан был в первом фильме – но практически все остальное в «Новом наследии» разочаровывает от начала до конца. Фильм кажется неспособным уловить очарование персонажей Looney Tunes, особенно Багс Банни превращается в скучающего и недовольного персонажа. Мой совет: вместо этого посмотрите последние мультфильмы про Лооних Тунов. Случайный короткий эпизод из этих серий может вызвать смеха в пять раз больше, чем весь двухчасовой фильм. Более того, качество анимации выше.

Смотрите также

2025-05-30 21:56